В этом году программа СПЕКА отмечает свое 25-летие. В юбилейный год впервые был организован саммит с участием лидеров государств-участников СПЕКА. Главная тема слета в Баку — трансформация региона в глобальный логистический центр, подключенный к остальной планете.
Новый уровень сотрудничества
Устойчивый транспорт, торговля, энергетика — в числе важнейших тем, которые традиционно решаются по линии СПЕКА. Проект увидел свет в 1998 году, его задача — содействовать интеграции стран-участниц в мировую экономику, развитию в регионе взаимосвязанной платформы для достижения Целей устойчивого развития ООН. СПЕКА объединяет пять стран Центральной Азии, а также Афганистан, Азербайджан и два агентства ООН.
Саммит поддержал создание Многостороннего трастового фонда под эгидой ООН. Азербайджан, председатель мероприятий СПЕКА в этом году, внесет в него 3,5 миллиона долларов. В интервью корреспонденту Euronews президент республики Ильхам Алиев отметил, «беспрецедентно высокий» уровень взаимодействия между странами Центральной Азии, достигнутый в последние два года. «Это новая реальность, и из нее нужно извлечь максимум», — отметил Алиев.
«У нас прекрасные отношения со всеми странами СПЕКА, у нас много инвестиционных проектов: Азербайджан вкладывает в Центральную Азию, а Центральная Азия — в Азербайджан», — рассказал азербайджанский лидер, напомнив, что одним из столпов регионального сотрудничества является Транскаспийский транспортный маршрут Восток-Запад.
Бакинская декларация, принятая на саммите, подчеркивает высокую политическую готовность к совместному использованию огромного потенциала региона. «Анализ показывает, что можно увеличить общий объем внешней торговли наших стран с 52 миллиардов долларов сегодня до 100 миллиардов долларов к 2030 году», — заявил на саммите президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Новая логистика
Оптимизация центральноазиатскоого и — шире — международного сотрудничества обсуждалась и на прошедшем в канун саммита Экономическом форуме СПЕКА. Одна из обозначенных там задач — преобразование региона в важнейшее связующее звено между Европой и Азией. «Мы, страны, не имеющие выхода к морю, должны сотрудничать, расширять транспортное партнерство, что упростит торговлю, активизирует нашу интеграцию в мировую экономику», — заявил заместитель министра экономики Азербайджана Самед Баширли.
Повышение пропускной способности транспортных коридоров, оптимизация логистики — эти задачи регион решает с опорой на новые технологии. «Цифровизация — ключ к достижению цели, с ней товары проходят коридор между Европой и Азией гораздо быстрее», — говорит Дмитрий Марьясин, сопредседатель экономического форума СПЕКА.
Транскаспийский международный транспортный маршрут уже встал на рельсы инноваций. Участники слета в Баку утвердили дорожную карту по оцифровке обмена мультимодальными данными и документами в соответствии со стандартами ООН. «Идея в том, чтобы гармонизировать оцифровку по всей цепочке поставок, используя стандарты ООН, — пояснил Марио Апостолов, региональный советник Европейской экономической комиссии ООН. — Так данные смогут беспрепятственно проходить по всем звеньям. Ключевое слово в этом проекте — интероперабельность».
Новая энергетика
Еще одной важнейшей темой дебатов Баку стал переход региона к взаимосвязанным энергетическим системам с акцентом на низкоуглеродные источники энергии. «Мы призываем государства-члены расширять масштабы использования чистых источников, интегрировать их в свой энергобаланс, укреплять потенциал энергосистемы для адаптации дополнительных мощностей возобновляемой энергии, — заявила Ива Бркич, главный эксперт по устойчивой энергетике ЕЭК ООН. — Это поможет региону стать устойчивым, достичь чистого нуля».
президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
В сторону декарбонизации экономики уже активно движется Казахстан. Об этом, а также о ставке на диверсификацию, рассказал в интервью нашему каналу президент Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что сегодня его страна сохраняет уголь в своем энергобалансе, пообещав положительный сдвиг в ближайшее время. «Это общемировая тенденция, и Казахстан не будет здесь отставать», — заверил президент Токаев.
Не собираются отставать и другие страны региона, обладающего гигантским энергетическим потенциалом. Они работают над диверсификацией маршрутов транзита энергоносителей на мировые рынки. «Энергетические ресурсы распределены неравномерно, — заметил Самир Валиев, заместитель министра энергетики Азербайджана, — и для обеспечения энергетической безопасности стран существует объективная необходимость в сотрудничестве, объединении. Программа СПЕКА способствует развитию такого партнерства».