Рейкьявик в прошлом году, Берлин — в нынешнем: Европейская киноакадемия 9 декабря вручила ежегодные премии за лучшие киноработы. Особенность нынешнего конкурса — в отсутствии четких фаворитов, а значит, в особой жесткости отбора. В итоге букет главных наград собрала картина французского режиссера Жюстин Трие «Анатомия падения» (в категориях лучший сценарий, режиссура, лучший фильм и лучшая женская роль актрисы Сандры Хюллер). Фильм повествует о самых темных сторонах жизни супружеской пары, мы узнаем историю семьи на суде, куда главная героиня, писательница, попадает по подозрению в убийстве мужа. «Думаю, что в Европе есть свобода, которую нужно охранять и защищать, ведь она великолепна, — заявила в интервью нашему каналу Жюстин Трие. — Свобода самовыражения, свобода говорить то, что думаешь — на самом деле это редкость. Когда путешествуешь по миру, понимаешь, насколько это ценно».
Сандра Хюллер также снялась в картине «Зона интереса» Джонатана Глейзера — леденящей душу истории о коменданте концлагеря Освенцим Рудольфе Хёссе и его жене. Актриса акцентирует важность работы проводимой Европейской киноакадемией. «Это необыкновенный труд. Незаметный, но такой важный! — говорит она. — Я имею в виду всех тех, кто работает за кулисами, делает все, чтобы собрать нас здесь, позволить встретиться и обсудить интересные темы».
Показанное в Берлине кино обнажает нерв европейской и международной повестки дня. «Зеленая граница» польского режиссера Агнешки Холланд — драма, рассказывающая о тяжелом положении мигрантов, застрявших между Беларусью и Польшей. «Есть фильмы, которые смело затрагивают широкий спектр тем, не только непосредственно политических. Хотя мы живем в реальности, которая является политизированной сама по себе, независимо от темы, — считает Холланд. Ее работа вызвала гнев польских консерваторов и ультраправых.
Тему мигрантов развивает и картина «Я капитан» итальянца Маттео Гарроне, снятая в Сенегале. Это — история двух молодых африканцев, которые оставляют родину и отправляются в полный опасностей путь в Европу в надежде на лучше будущее. «Кино стремится рассказывать истории, дарить зрителям опыт, вызвать сопереживание по отношению к персонажам, дать людям возможность пережить собственное субъективное путешествие», — отмечает Гарроне.
В шорт-лист конкурса этого года вошла и картина «Опавшие листья» финского режиссера Аки Каурисмяки — поэтичная комедия о паре, которая ищет любовь. «Опавшие листья» не завоевали наград, получив однако, блестящую критику.