Они — одни из самых ярких молодых талантов своего поколения, и им выпал большой шанс: они приглашены на соискание премии имени Герберта фон Караяна для молодых дирижеров. В этом выпуске программы «Музыка» мы узнаем, что их вдохновляет, каковы их амбиции и как они готовятся к этому уникальному конкурсу.
Молодой австрийский дирижер Тобиас Вёгерер изначально занимался игрой на виолончели, но обнаружил свою страсть к дирижированию во время учебы в школе. Тогда он начал руководить школьным хором и оркестром.
«Дирижирование — это работа моей мечты, потому что это, с одной стороны, призвание, а с другой — профессия, — рассказал Тобиас. — Это то, что остается с тобой на всю жизнь. Это никогда не заканчиваешься. Ты всегда учишься, всегда узнаешь больше. Сначала я просто старался создать для себя возможности, где я мог бы попробовать себя. В самом начале нужно найти несколько сумасшедших людей, которые скажут: «Хорошо, я дам тебе попробовать», и тогда ты сможешь просто прыгнуть в глубину. Дирижированию можно научиться, это как инструмент. Чтобы развиваться дальше, нужен инструмент. В дирижировании инструментом является оркестр».
Зальцбург притягивает лучших исполнителей мира, а на Зальцбургском фестивале проводится уникальный конкурс — престижная премия имени Герберта фон Караяна для молодых дирижеров. Тобиас вместе с семью другими кандидатами был приглашен на полуфинал конкурса.
«Я давно мечтала принять участие в этом конкурсе, — говорит еще один кандидат Анна Гендлер. — С тех пор как я получила приглашение, я старалась подготовиться как можно лучше».
«Если это организует Зальцбургский фестиваль, что еще может быть лучше? Я давно хотел участвовать, но всегда чувствовал, что, наверное, еще не готов к этому», — поделился своими впечатлениями кандидат Ханкёль Юн.
Тобиас, Анна и Ханкёль были выбраны из более чем 300 молодых талантов со всего мира. Им от 21 до 35 лет. Победа в конкурсе откроет для них двери в величайшие оркестры.
Некоторые знаменитые дирижеры даже имеют статус рок-звезд. Они принадлежат к другому виду. В них есть особая магия. Но что же на самом деле делает дирижер? Как ему удается заставить так много музыкантов следовать его примеру?
«Я думаю, что самое главное, что делает дирижер, — это дышит, — говорит кандидат на премию имени Герберта фон Караяна для молодых дирижеров Виталий Алексеёнок. — Чтобы было еще понятнее, иногда мы держим не только руку, но и палочку, что концентрирует внимание музыкантов и зрителей. Левая рука в этом случае может лучше показать, как все будет или что произойдет дальше. Дирижер передает все это языком тела, сердцем, мозгом и слухом».
На конкурсе их талант проверяется в присутствии жюри. Они должны погрузиться в игру, не видя предварительно музыкантов. От классики Моцарта, Бетховена и Шуберта до современной музыки Шенберга.
«Я все еще полон адреналина. Очень разгорячен, но счастлив, — делится впечатлениями участник конкурса Гарри Огг. — Вы вложили столько труда, мыслей, нервов и всего остального. Это похоже на попытку спрыгнуть с Эйфелевой башни и приземлиться в одну маленькую точку на земле».
«Когда я поднимаюсь на подиум, ничего другого для меня не существует, — пояснила кандидат Ирен Дельгадо-Хименес. — Я стараюсь контролировать свое дыхание и держать себя в тонусе. Если я думаю о том, что думает жюри, я перестаю быть собой и теряю те идеи, которые у меня есть».
На карту поставлено очень многое, и напряжение велико. У них есть всего несколько минут, чтобы показать себя и убедить жюри.
«Ты всегда испытываешь дефицит времени, даже если у тебя трехчасовая репетиция, — говорит Тобиас Вёгерер. -Это в значительной степени вопрос чувства, спонтанного чувства. Конечно, ты готовишься как можно лучше, имея всевозможные идеи о том, как что-то сформулировать, как разговаривать с оркестром. Но, в конечном счете, ты можешь решить это только спонтанно, на месте, именно в этот момент».
Для опытных музыкантов работа с молодыми талантами — тоже интересный вызов.
«Мы сразу понимаем, насколько талантлив дирижер, по тому, насколько он ясен, как много он может показать одним только ритмом, — говорит Саша Калин, гобоистка оркестра «Моцартеум». — Художественную сторону описать и оценить гораздо сложнее, к тому же она очень субъективна. Могут ли они показать нам своим ритмом, как сыграть ту или иную фразу, какую эмоцию они хотят, чтобы мы использовали? Конечно, очень важно и на этапе репетиции, как они проводят нас через произведение».
Герберт фон Караян, чье имя носит престижная премия, считается одним из самых влиятельных дирижеров XX века. И любимым сыном города после Моцарта.
«Герберт фон Караян был провидцем», — сказал Манфред Хонек, председатель жюри.
Его называли «главным музыкальным директором Европы», он дирижировал самыми выдающимися оркестрами, такими как Венский филармонический, а также был важнейшей фигурой для Зальцбургского фестиваля.
«Он знал партитуры наизусть, всегда дирижировал без партитуры, — продолжает Хонек. — Он очень хорошо знал звуковую культуру. Другое дело, что он всегда опережал время».
«Значение Караяна для фестиваля невозможно переоценить. Он был магнитом, — сказал Маркус Хинтерхойзер, художественный руководитель Зальцбургского фестиваля. — Я думаю, что премия молодым дирижерам была бы очень в его духе. Караян был достаточно умен и щедр, чтобы понимать, что нужно поощрять будущие поколения».
Наступил момент истины — жюри приняло решение.
«Здесь собралось восемь кандидатов. Но были выбраны три кандидата. Это Виталий Алексеёнок, Тобиас Вёгерер и Ханкёль Юн», — объявил Манфред Хонек.
Впереди у Тобиаса и других кандидатов три месяца интенсивной подготовки.
«Я просто стараюсь делать все, что в моих силах. Но попасть в тройку лидеров — это невероятно», — поделился своими ощущениями Тобиас Вёгерер.
Обязательно посмотрите следующий выпуск программы «Музыка», в котором Виталий, Тобиас и Ханкёль будут бороться за премию имени Герберта фон Караяна для молодых дирижеров.